Потребность в игре ребенка дошкольного возраста
Игра является особой формой жизни дошкольника. Она являет собой модель деятельности, в которой ребенок исполняет роль взрослых, отражая их жизнь, работу отношения. Игра удовлетворяет потребности общения с взрослыми в общественной жизни. Первые виды ролевых игр в раннем детстве являются образно-ролевыми. В них ребенок представляет себя кем угодно и соответственно действует. Обязательным условием этой игры служат эмоциональные переживания: увиденная картина в жизни поразила ребенка, он переносит в игру образ, который произвел впечатление. Дети играют друг с другом, интерактивной игрушкой или игрушкой-трансформером как с идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят людские роли и взаимоотношения. В играх с правилами роль отходит на второй план, главным является четкое следование правилам. Здесь появляется мотив соревнования - личный или командный выигрыш. В этом возрасте уже используются спортивные, подвижные игры. Сфера действительности, отображающаяся в игре, служит сюжетом этой игры. Сначала игры ограничены семейными или бытовыми темами. Позже, усваивая новые области социальной жизни, ребенок начинает играть и выполнять более сложные сюжеты – производственные, военные используя детское оружие. Те моменты в деятельности и взаимоотношениях с людьми, которые отображаются детьми в игре, становятся ее темой. В сюжетно–ролевых играх ребенок выбирает профессии взрослого, но отображает эту роль обобщенно, в символическом виде. Игровые действия - важный компонент игры. В младшем дошкольном возрасте эти действия имеют образный творческий характер. Компонентом игровых действий являются правила игры. Во время игры у ребенка возникает новая форма – удовлетворение от игры. Он может смеяться, плакать, но действует по правилам. Высокого уровня развития игра достигает в конце дошкольного возраста. От 3 до 5 лет для детей характерно: воспроизведение логики действий реальных действий людей, содержание игры – предметные действия. От 5 до 7 лет характерно моделирование реальных взаимодействий между людьми. Содержание и смысл игры – общественная суть деятельности людей, социальные отношения.
В среднем и старшем дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. Важную роль играет воспитание взрослыми позитивного отношения к этому. Значение имеет воспитание заинтересованности к труду и получение у ребенка удовлетворения от положительных реакций трудовой деятельности. Наблюдая за процессом труда взрослых людей, дети знакомятся с операциями, видами и орудиями труда, получают навыки и умение. Изучая и используя навыки и умения, дети начинают лучше представлять себе обязанности, необходимость выполнения трудовых операций. Вместе с этим, ребенок лучше начинает понимать необходимость прикладывания усилий, воли для улучшения результатов труда, а также ответственность перед коллективом.
Учение имеет большое значение в развитии умственного процесса. В младшем дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня психического развития, при котором формируются двигательные, языковые, сенсорные, ряд интеллектуальных навыков. С этого возраста взрослые начинают вводить элементы учения и далее развивают до школьного возраста. Отношение дошкольника к требованиям взрослых формирует его характер, способность к усвоению.
Просмотров: 2953
Дата: Среда, 27 Июля 2011